ПСИХОТИПЫ (ТИПОВИДЫ ДУШ) - что общего между мной и тобой? #институтменталистики
https://bookap.info/psyanaliz/homotype/gl6.shtm
ВЫЖИМКИ ИЗ ГЛАВ:
Когда вы начнете читать нижеследующие утверждения, вы увидите, что с некоторыми из них вы полностью согласны, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласны вовсе. Кроме того, может оказаться, что вы полностью согласны с некоторыми утверждениями, которые касаются, скажем, экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов; скорее всего, так же будет и с другими тремя парами предпочтений. Это вполне нормально.
Когда вы начнете читать нижеследующие утверждения, вы увидите, что с некоторыми из них вы полностью согласны, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласны вовсе. Кроме того, может оказаться, что вы полностью согласны с некоторыми утверждениями, которые касаются, скажем, экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов; скорее всего, так же будет и с другими тремя парами предпочтений. Это вполне нормально.
Не забывайте, мы говорим о предпочтениях. В каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интроверсии (равно как и любой из оставшихся шести характеристик).
Типоведение лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.
Как мы уже говорили, мы рассмотрим четыре пары альтернативных предпочтений, значение которых мы объясним более подробно в главе 3.
- Экстраверсия и интроверсия
- Сенсорика и интуиция
- Логика и этика
- Рациональность и иррациональность
Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).
- знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей;
- можете читать или разговаривать, когда в комнате включен телевизор или радио; в действительности вы можете вовсе не замечать этого "отвлекающего" фактора;
- легко знакомитесь и заводите разговор, вы одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника;
- воспринимаете телефонные звонки как желанную передышку; вы без колебаний хватаете телефонную трубку, как только вам захочется кому-то что-то сказать;
- любите вечеринки, предпочитаете разговаривать со многими людьми, чем их больше — тем лучше; вы заводите разговор не только со знакомыми и можете рассказать что-то довольно-таки личное о себе незнакомцу, внушившему доверие;
- предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно; вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими;
- считаете, что слушать тяжелее, чем говорить; вам не нравится быть лишенным внимания, вам скучен разговор, если вы не можете принимать в нем активного участия;
- "смотрите" языком, а не глазами: "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Кто знает, где мои очки?" — а когда вы отвлекаетесь на что-то, вы вслух восстанавливаете свой ход мысли: "Так о чем бишь я говорила? По-моему, это было связано со вчерашним ужином. Ах, да, я вспоминала, что сказала Гарриет";
- нуждаетесь в том, чтобы друзья и партнеры поддерживали вашу уверенность в себе, своей внешности и во всем остальном; вам может казаться, что вы хорошо работаете, но пока кто-то другой не скажет вам об этом, вы не будете в этом по-настоящему уверены.
- обдумываете мысль, прежде чем ее высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: "Мне нужно об этом подумать" или "Я скажу вам позже";

- получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора;
- считаетесь "прекрасным слушателем", но чувствуете, что окружающие вами пользуются;
- хотя бы несколько раз слышали, как другие называют вас "робким"; согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым;
- любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей;
- хотели бы научиться более уверенно высказывать свои мысли; вас возмущает, когда кто-то опережает вас и говорит то, что вы как раз собирались сказать;
- предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придет ваш черед говорить;
- испытываете потребность "подзарядиться" в одиночестве после того, как проведете какое-то время среди людей; чем более интенсивным было общение, тем больше вероятность, что вы почувствуете себя утомленным после встречи;
- помните, как в детстве родители говорили вам: "Иди погуляй с друзьями, не сиди дома"; наверное, ваши родители беспокоились о вас, потому что вам нравилось быть в одиночестве;
- считаете, что "слово — серебро, молчание — золото"; вы подозрительно относитесь к комплиментам, раздражаетесь, когда люди повторяют уже сказанное кем-то. Вам на ум может прийти выражение "изобретать велосипед", когда вы слышите чужую болтовню.
Как мы уже говорили, мы рассмотрим четыре пары альтернативных предпочтений, значение которых мы объясним более подробно в главе 3.
- Экстраверсия и интроверсия
- Сенсорика и интуиция
- Логика и этика
- Рациональность и иррациональность
Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).
Если вы экстраверт (E), вы, вероятно:
- сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;- знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей;
- можете читать или разговаривать, когда в комнате включен телевизор или радио; в действительности вы можете вовсе не замечать этого "отвлекающего" фактора;
- легко знакомитесь и заводите разговор, вы одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника;
- воспринимаете телефонные звонки как желанную передышку; вы без колебаний хватаете телефонную трубку, как только вам захочется кому-то что-то сказать;
- любите вечеринки, предпочитаете разговаривать со многими людьми, чем их больше — тем лучше; вы заводите разговор не только со знакомыми и можете рассказать что-то довольно-таки личное о себе незнакомцу, внушившему доверие;
- предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно; вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими;
- считаете, что слушать тяжелее, чем говорить; вам не нравится быть лишенным внимания, вам скучен разговор, если вы не можете принимать в нем активного участия;
- "смотрите" языком, а не глазами: "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Кто знает, где мои очки?" — а когда вы отвлекаетесь на что-то, вы вслух восстанавливаете свой ход мысли: "Так о чем бишь я говорила? По-моему, это было связано со вчерашним ужином. Ах, да, я вспоминала, что сказала Гарриет";
- нуждаетесь в том, чтобы друзья и партнеры поддерживали вашу уверенность в себе, своей внешности и во всем остальном; вам может казаться, что вы хорошо работаете, но пока кто-то другой не скажет вам об этом, вы не будете в этом по-настоящему уверены.
Если вы интроверт (I), вы, вероятно:
- обдумываете мысль, прежде чем ее высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: "Мне нужно об этом подумать" или "Я скажу вам позже";

- получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора;
- считаетесь "прекрасным слушателем", но чувствуете, что окружающие вами пользуются;
- хотя бы несколько раз слышали, как другие называют вас "робким"; согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым;
- любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей;
- хотели бы научиться более уверенно высказывать свои мысли; вас возмущает, когда кто-то опережает вас и говорит то, что вы как раз собирались сказать;
- предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придет ваш черед говорить;
- испытываете потребность "подзарядиться" в одиночестве после того, как проведете какое-то время среди людей; чем более интенсивным было общение, тем больше вероятность, что вы почувствуете себя утомленным после встречи;
- помните, как в детстве родители говорили вам: "Иди погуляй с друзьями, не сиди дома"; наверное, ваши родители беспокоились о вас, потому что вам нравилось быть в одиночестве;
- считаете, что "слово — серебро, молчание — золото"; вы подозрительно относитесь к комплиментам, раздражаетесь, когда люди повторяют уже сказанное кем-то. Вам на ум может прийти выражение "изобретать велосипед", когда вы слышите чужую болтовню.
Повторяем: не забывайте, что это — предпочтения.
Скорее всего, вы согласились с некоторыми пунктами каждой из альтернатив. Это вполне ожидаемый результат. К тому же помните, что все относительно. Кто-то согласен с каждым пунктом из описания экстраверсии и не согласен ни с одним пунктом из описания интроверсии.
Вероятно, это ярко выраженный экстраверт. Кто-то согласен с половиной пунктов из описания экстраверсии и половиной — из описания интроверсии; его предпочтение не так ярко выражено, хотя оно, скорее всего, существует. Нет ничего необычного в том, что ваше предпочтение ярко выражено или, наоборот, почти не заметно, или же в том, что у вас можно обнаружить два ярко выраженных, но противоречивых предпочтения. На самом деле это вполне естественно.
Мы повторяем и будем повторять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как мы уже говорили, очарование типоведения в том, что здесь нет хороших и плохих типов личности — они просто разные.
Если вы - сенсорик (S), вы, вероятно:
- предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос "который час?" вам отвечают не "три сорок пять", а "около четырех" или "пора выходить".
- любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что-либо, а не думать об этом;
- получаете наибольшее удовлетворение от работы, дающей ощутимый результат; даже если вы терпеть не можете домашнее хозяйство, вы скорее займетесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры;
- считаете, что "незачем чинить, пока не сломалось"; вы не понимаете, почему некоторые стремятся улучшить буквально все вокруг;
- предпочитаете работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично;
- считаете воображение ругательным словом; вас удивляют люди, которые проводят много времени в мечтах и фантазиях;
- читаете журналы от начала и до конца; вы не понимаете, почему некоторые сразу открывают их посередине, выбирая, что им больше нравится;
- расстраиваетесь, когда вам не дают четких инструкций или говорят: "Вот общий план, а подробности обсудим позже"; или еще того хуже — когда вам кажется, что вы получили четкие инструкции, а другие воспринимают их как приблизительные рекомендации;
- используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): "Ты серьезно или пошутил?"
- скорее рассматриваете отдельные деревья, а не лес целиком; вы с радостью погружаетесь в свою собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект;
- подпишетесь под утверждением "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"; даже если вам говорят, что "поезд уже здесь", вы знаете — на самом-то деле он будет "здесь" только тогда, когда вы сможете в него сесть.
Если вы интуит (N), вы, вероятно:
- вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;
- интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперед, считая настоящее не слишком увлекательным;
- уверены, что "скучные подробности" совершенно излишни;
- считаете, что время относительно; неважно, сколько времени показывают часы — вы решите, что опоздали, только если встреча/ужин/вечеринка начнется без вас;
- любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы;
- склонны к каламбурам и игре слов (вероятно, вы даже занимаетесь этим сразу после пробуждения);
- стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того чтобы принимать их буквально; вы всегда задаетесь вопросом: "Что это значит?";
- на большинство вопросов даете общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики;
- предпочтете пофантазировать, на что вы потратите вашу следующую зарплату, вместо того чтобы сесть и подсчитать реальный баланс вашего счета.
Скорее всего, вы и тут обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам.
Мы повторяем и будем повторять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как мы уже говорили, очарование типоведения в том, что здесь нет хороших и плохих типов личности — они просто разные.
Теперь рассмотрим два разных способа восприятия информации: сенсорный (S) и интуитивный (N).
Если вы - сенсорик (S), вы, вероятно:
- предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос "который час?" вам отвечают не "три сорок пять", а "около четырех" или "пора выходить".
- любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что-либо, а не думать об этом;
- получаете наибольшее удовлетворение от работы, дающей ощутимый результат; даже если вы терпеть не можете домашнее хозяйство, вы скорее займетесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры;
- считаете, что "незачем чинить, пока не сломалось"; вы не понимаете, почему некоторые стремятся улучшить буквально все вокруг;
- предпочитаете работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично;
- считаете воображение ругательным словом; вас удивляют люди, которые проводят много времени в мечтах и фантазиях;
- читаете журналы от начала и до конца; вы не понимаете, почему некоторые сразу открывают их посередине, выбирая, что им больше нравится;
- расстраиваетесь, когда вам не дают четких инструкций или говорят: "Вот общий план, а подробности обсудим позже"; или еще того хуже — когда вам кажется, что вы получили четкие инструкции, а другие воспринимают их как приблизительные рекомендации;
- используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): "Ты серьезно или пошутил?"
- скорее рассматриваете отдельные деревья, а не лес целиком; вы с радостью погружаетесь в свою собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект;
- подпишетесь под утверждением "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"; даже если вам говорят, что "поезд уже здесь", вы знаете — на самом-то деле он будет "здесь" только тогда, когда вы сможете в него сесть.
Если вы интуит (N), вы, вероятно:
- вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;
- интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперед, считая настоящее не слишком увлекательным;
- уверены, что "скучные подробности" совершенно излишни;
- считаете, что время относительно; неважно, сколько времени показывают часы — вы решите, что опоздали, только если встреча/ужин/вечеринка начнется без вас;
- любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы;
- склонны к каламбурам и игре слов (вероятно, вы даже занимаетесь этим сразу после пробуждения);
- стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того чтобы принимать их буквально; вы всегда задаетесь вопросом: "Что это значит?";
- на большинство вопросов даете общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики;
- предпочтете пофантазировать, на что вы потратите вашу следующую зарплату, вместо того чтобы сесть и подсчитать реальный баланс вашего счета.
Скорее всего, вы и тут обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам.
Каждый человек обладает и сенсорными характеристиками, и интуитивными. Кроме того, вполне естественно, что один и тот же человек может по-разному воспринимать информацию в разных ситуациях.
К примеру, даже самому интуитивному интуиту приходится иметь дело с объективными, жесткими фактами и цифрами, когда наступает пора уплаты налогов.
Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнете замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно.
Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнете замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно.
К примеру, вы можете быть ярко выраженным экстравертом (E), слабо выраженным интуитом (N), умеренно выраженным логиком (T) и ярко выраженным рационалом (J). В этом случае пункты описаний экстраверсии и рациональности, с которыми вы согласны, будут преобладать, а с пунктами, касающимися интуиции и логики, вы будете согласны в меньшей степени.
Далее мы рассмотрим, как разные люди принимают решения: логически (T) или этически (F).
Если вы логик (T), вы, вероятно:
- можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;
- скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;
- получаете удовольствие, когда что-либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;
- скорее прямолинейны, чем мягкосердечны; если вы с кем-то не согласны, то скажете ему об этом, а не промолчите, позволив ему думать, что он прав;
- гордитесь своей объективностью, несмотря на то что некоторые считают вас холодным и жестоким человеком (уж вы-то знаете, что это неправда!);
- не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из-за того, что не имеет отношения к делу;
- считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию; вам не кажется, что для успешной совместной работы между людьми должны быть хорошие личные отношения;
- доверяете всему, что логично и научно; вы будете скептически относиться к типоведению, пока не получите достаточно информации о его преимуществах;
- легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена.
Если вы этик (F), вы, вероятно:
- считаете "хорошим решением" такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей;
- чувствуете, что любовь необъяснима и ей невозможно дать четкое определение; вас оскорбляют попытки других это сделать;
- готовы прыгнуть выше головы, чтобы помочь окружающим; вы можете сделать почти все, что нужно для чужого блага, даже за счет вашего собственного комфорта;
- часто ставите себя на место другого человека; вы — тот человек, который на совещании может спросить: "А как это повлияет на людей, имеющих к этому отношение?";
- получаете удовольствие, когда оказываете кому-то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются;
- часто задаетесь вопросом: "Неужели никого не волнует, чего я хочу?" — хотя вряд ли скажете это вслух;
- без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого-то обидели; из-за этого вас могут считать безвольным и непостоянным;
- предпочитаете истине гармонию; вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, вы стараетесь либо их избежать ("Давайте сменим тему"), либо примирить противников ("Давайте обнимемся и помиримся");
- часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу.
Любопытно, что логика и этика — это единственная пара предпочтений, связанная с полом.
Далее мы рассмотрим, как разные люди принимают решения: логически (T) или этически (F).
Если вы логик (T), вы, вероятно:
- можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;
- скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;
- получаете удовольствие, когда что-либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;
- скорее прямолинейны, чем мягкосердечны; если вы с кем-то не согласны, то скажете ему об этом, а не промолчите, позволив ему думать, что он прав;
- гордитесь своей объективностью, несмотря на то что некоторые считают вас холодным и жестоким человеком (уж вы-то знаете, что это неправда!);
- не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из-за того, что не имеет отношения к делу;
- считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию; вам не кажется, что для успешной совместной работы между людьми должны быть хорошие личные отношения;
- доверяете всему, что логично и научно; вы будете скептически относиться к типоведению, пока не получите достаточно информации о его преимуществах;
- легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена.
Если вы этик (F), вы, вероятно:
- считаете "хорошим решением" такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей;
- чувствуете, что любовь необъяснима и ей невозможно дать четкое определение; вас оскорбляют попытки других это сделать;
- готовы прыгнуть выше головы, чтобы помочь окружающим; вы можете сделать почти все, что нужно для чужого блага, даже за счет вашего собственного комфорта;
- часто ставите себя на место другого человека; вы — тот человек, который на совещании может спросить: "А как это повлияет на людей, имеющих к этому отношение?";
- получаете удовольствие, когда оказываете кому-то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются;
- часто задаетесь вопросом: "Неужели никого не волнует, чего я хочу?" — хотя вряд ли скажете это вслух;
- без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого-то обидели; из-за этого вас могут считать безвольным и непостоянным;
- предпочитаете истине гармонию; вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, вы стараетесь либо их избежать ("Давайте сменим тему"), либо примирить противников ("Давайте обнимемся и помиримся");
- часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу.
Любопытно, что логика и этика — это единственная пара предпочтений, связанная с полом.
Около двух третей всех мужчин — логики, примерно столько же женщин — этики. Это не хорошо и не плохо — это совершенно нормально. И еще один момент: если вы женщина-логик или мужчина-этик — это тоже не хорошо и не плохо (хотя порой не очень удобно). Более подробно мы расскажем об этом в следующих главах.
Некоторые люди по разным причинам упорно не приемлют идеи типоведения и психологию вообще.
- Интроверты, стремясь оградить себя от постороннего вмешательства, часто не хотят раскрываться. Они могут быть против типоведения, даже если верят в его эффективность — просто из страха быть "разоблаченными". В итоге они могут стать тайными типоведами и никому не рассказывать о своем увлечении.
- Сенсорики тяготеют к конкретике, им может претить абстрактно-теоретическая сторона типоведения.
Кому не нравится типоведение?
Некоторые люди по разным причинам упорно не приемлют идеи типоведения и психологию вообще.
- Интроверты, стремясь оградить себя от постороннего вмешательства, часто не хотят раскрываться. Они могут быть против типоведения, даже если верят в его эффективность — просто из страха быть "разоблаченными". В итоге они могут стать тайными типоведами и никому не рассказывать о своем увлечении.
- Сенсорики тяготеют к конкретике, им может претить абстрактно-теоретическая сторона типоведения.
Не видявозможности применить уроки типоведения немедленно и с явным результатом, они бросают их на полпути.
- Логики вообще скептически относятся к гуманитарной "псевдонауке" психологии. Если им не доказать действенность и надежность типоведения, они махнут на него рукой: "Очередная сопливая ерунда".
- Этики, напротив, поначалу бывают недовольны тем, что "типоведение раскладывает людей по полочкам и лишает их индивидуальности". Этики не любят участвовать в том, что может задеть чувства других.
- Иррационалы, которые любят находить всему альтернативы, могут разочароваться слишком малым, по их мнению, числом типов личности. Они спрашивают: "Почему же типов всего шестнадцать?"
---
Когда вы продолжите читать наши описания, подумайте, не обсудить ли их с друзьями и коллегами: ведь то, как вы себя воспринимаете, может сильно отличаться от того, как вас воспринимают другие.
А теперь — последняя пара: какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы (J), а какой — легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы (P).
Если вы рационал (J), вы, вероятно:
- всегда кого-то ждете: почему другие постоянно опаздывают;
- знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;
- уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;
- просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днем; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;
- не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;
- записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что-то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;
- испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;
- иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии — после того, как вы всего лишь высказали свое мнение;
- любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придется все переделывать заново.
Если вы иррационал (P), вы, вероятно:
- легко отвлекаетесь; вы можете "потеряться" между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;
- любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;
- не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы-то лучше знаете;
- рассчитываете на "второе дыхание" в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удается успеть в срок, хотя в процессе вы перевернете вверх дном все вокруг;
- не верите, что "аккуратность превыше всего", хотя теоретически вы не против порядка; но главное — это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;
- превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем ее вообще выполнять?
- часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошел в комнату;
- не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;
- иногда из-за вас многие вещи теряют определенность, но не всегда — это зависит от ситуации.
E или I: _____
S или N: _____
T или F: _____
J или P: _____
Не нужно высекать эти буквы на камне и даже писать их чернилами.
- Логики вообще скептически относятся к гуманитарной "псевдонауке" психологии. Если им не доказать действенность и надежность типоведения, они махнут на него рукой: "Очередная сопливая ерунда".
- Этики, напротив, поначалу бывают недовольны тем, что "типоведение раскладывает людей по полочкам и лишает их индивидуальности". Этики не любят участвовать в том, что может задеть чувства других.
- Иррационалы, которые любят находить всему альтернативы, могут разочароваться слишком малым, по их мнению, числом типов личности. Они спрашивают: "Почему же типов всего шестнадцать?"
---
Когда вы продолжите читать наши описания, подумайте, не обсудить ли их с друзьями и коллегами: ведь то, как вы себя воспринимаете, может сильно отличаться от того, как вас воспринимают другие.
А теперь — последняя пара: какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы (J), а какой — легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы (P).
Если вы рационал (J), вы, вероятно:
- всегда кого-то ждете: почему другие постоянно опаздывают;
- знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;
- уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;
- просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днем; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;
- не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;
- записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что-то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;
- испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;
- иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии — после того, как вы всего лишь высказали свое мнение;
- любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придется все переделывать заново.
Если вы иррационал (P), вы, вероятно:
- легко отвлекаетесь; вы можете "потеряться" между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;
- любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;
- не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы-то лучше знаете;
- рассчитываете на "второе дыхание" в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удается успеть в срок, хотя в процессе вы перевернете вверх дном все вокруг;
- не верите, что "аккуратность превыше всего", хотя теоретически вы не против порядка; но главное — это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;
- превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем ее вообще выполнять?
- часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошел в комнату;
- не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;
- иногда из-за вас многие вещи теряют определенность, но не всегда — это зависит от ситуации.
Подсчитайте "экстравертные" и "интровертные" пункты, с которыми вы согласны. Каких получилось больше?
Если первых, то напишите букву "E" в первой строке снизу; если вторых, то напишите букву "I". Проделайте то же самое с оставшимися тремя парами предпочтений:
E или I: _____
S или N: _____
T или F: _____
J или P: _____
Не нужно высекать эти буквы на камне и даже писать их чернилами.
Вы можете проверить результат, прочитав описание вашего четырехбуквенного типа личности в главе 10.
Читая дальнейшие главы этой книги и оттачивая ваше типоведческое мастерство, вы можете обнаружить, что стираете какую-то из этих букв и вписываете вместо нее другую, потому что теперь вы больше знаете о различных проявлениях восьми предпочтений и лучше понимаете, какие из них свойственны вам — и как наиболее эффективно использовать их с помощью типоведения.
Институт шаманизма и менталистики
Институт шаманизма и менталистики
Комментарии
Отправить комментарий