О Н К О Л О Г И Я - это что за заболевание и как ЕГО ПРИНЯТЬ?✅РАЗМЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ. ОНКОЛОГИЯ -не приговор, друзья!


 

В современной психоонкологии имеются достаточные основания для выделения условий психологического характера, при которых развивается онкологическое заболевание. 

В противовес этой позиции мы считаем, что в психике пациента онкологического профиля имеются психологические ресурсы, помогающие ему в преодолении болезни, снижении риска продолжения заболевания.

Исследуя природу взаимосвязей психики и онкологии в поиске ответа на вопрос о психологических ресурсах преодоления болезни, опираясь при этом на психосоматический подход и холистическую концепцию болезни [3], важно учесть целый ряд психологических факторов: личность пациента и механизмы ее психологических защит, систему внутренних и внешних отношений личности; самовосприятие и жизненные ценности, мотивацию и психоэмоциональные характеристики на уровне психических состояний и свойств, стратегии совладающего поведения.

Немаловажным условием в такого рода исследованиях является учет статуса болезни онкологического больного — является ли пациент первичным, столкнулся ли он с болезнью повторно, либо находится в ремиссии.

Примечательно, что онкология не относится к «святой семерке» психосоматических болезней. Злокачественное новообразование расценивается как соматическое заболевание, которое выступает в качестве психотравмирующего события, относящееся к группе реактивных состояний.

  •  Сама по себе в такой трактовке онкологическая болезнь не рассматривается в качестве психосоматического заболевания, что снижает значение психологического компонента в этиологии и динамике онкологического заболевания.

Так, по оценке В.А. ЧулковойВ.М. Моисеенко, согласно классификации ВОЗ, онкологические заболевания официально не имеют статуса психосоматических [5].

На наш взгляд, это противоречит тенденциям развития гуманистических установок в медицинской практике лечения онкологии, которая в настоящее время формирует запрос к учету личности больного, процессу взаимодействия врача, пациента и его родственников.

Уже давно назрела необходимость обсуждать возможности и действовать в направлении интеграции психологических и медицинских технологий для всесторонней помощи соматическим больным; 

- опираться при разработке программ лечения и реабилитации на результаты научных исследований в области психосоматики, позволяющих обоснованно говорить о роли психологических факторов в повышении уровня качества жизни соматических больных.

Развитие психопрофилактического и реабилитационного направлений в медицине делает все более актуальной задачу изучения психологической природы многих наблюдаемых и описываемых явлений, относящихся к изменениям психики у соматических больных.



В психосоматической концепции возникновения злокачественных новообразований описывается следующий механизм влияния психологических факторов на возникновение рака:

- по мере невозможности разрешения человеком трудных жизненных ситуаций у него возникают чувства беспомощности, безысходности, отчаяния, которые запускают механизм депрессии. 

Длительно существующая депрессия оказывает влияние на работу иммунной системы, подавляя ее, что приводит к нарушению функций иммунного надзора. 

При этом нарушается и работа эндокринной системы: 

- меняется гормональный баланс организма, увеличивается чувствительность к канцерогенным веществам.

 Нарушение гормонального равновесия, в свою очередь, вызывает рост атипичных клеток и снижает способность иммунной системы бороться с ними [4].

А.В. Гнездилов отмечает, что частым результатом депрессии бывает нежелание жить дальше, и что сознательно каждый человек боится и не желает болезни, но подсознательное нежелание жить может запустить механизм болезни. Такой болезнью может быть и рак [1].

Таким образом, целостный взгляд на онкологическое заболевание возможен при учете не только соматических проявлений болезни, но и ее психологической составляющей.



 Несмотря на достижения в науке, касающиеся изучения психологических аспектов онкологии, а также возникновение новой отрасли — психоонкологии, которая изучает психологические и социальные аспекты рака [2], — не нашла окончательного решения проблема взаимного влияния психологических показателей на динамику онкологического заболевания; 

- не систематизированы психологические ресурсы, помогающие личности в преодолении болезни, снижении рисков продолжения заболевания.

В серии наших многолетних исследований изучены система внутренних отношений пациентов онкологического профиля: отношение к диагнозу :

  • (М.А. Васева, А.Ю. Бергфельд, 2019); динамика внутренней картины здоровья (Н.П. Неволина, А.Ю. Бергфельд, 2017); мотивация к лечению и жизненные ценности (М.В. Дамаскина, А.Ю. Бергфельд, 2018). Получены результаты исследования Я-концепции (Е.А. Михайлова, А.Ю. Бергфельд, 2016), 
  • динамики качества жизни (Р.Р. Латыпова, А.Ю. Бергфельд, 2012) и психологических защит личности (А.А. Нефтанова, А.Ю. Бергфельд, 2015) в ситуации онкологического заболевания. 
  • Проведена серия исследований психоэмоциональных коррелятов онкологического заболевания (Д.А. Формакидов, А.Ю. Бергфельд, 2017), среди которых существенное значение в оценке риска продолжения заболевания имеет уровень стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и алекситимии. 


Кроме того, в исследовании психологических ресурсов совладания с онкологическим заболеванием особое значение приобретают результаты исследований личностных ресурсов пациентов и стратегий их совладающего поведения, за счет которых формируется потенциал преодоления.

Так, например, исследование проблемы отношения к диагнозу пациентов онкологического профиля показало, что онкологические больные, столкнувшись с заболеванием повторно, испытывают более выраженные ограничения на уровне физиологических и эмоциональных ресурсов в сравнении с первичными пациентами.

 Но при этом, имея опыт борьбы с онкологическим заболеванием, более склонны принимать свой диагноз, в сравнении с пациентами, оказавшимися в ситуации болезни впервые. 

Возможно, что в принятии диагноза вторичные пациенты изыскивают ресурс, помогающий им справиться с болезнью, в то время как первичные пациенты чаще «торгуются» с заболеванием. 

Через принятие диагноза вторичные пациенты ориентированы использовать в качестве ресурса преодоления болезни доверительные отношения с врачом.

Кроме того, было установлено, что «торг» с болезнью и стремление при этом демонстрировать приверженность лечению не являются тем ресурсом, который позволяет пациентам, независимо от статуса их болезни, справиться с излишней тревожностью, частыми сменами настроения, страхом последствий или ожиданием неудач в лечении, снижением общего фона психологического благополучия.

 «Торг» с болезнью скорее становится непродуктивным ресурсом в ее преодолении и приводит впоследствии к снижению уровня приверженности лечению, доверия к врачам и их предписаниям.


В исследовании взаимосвязи личностных ресурсов и стрессоустойчивости у женщин с онкопатологией молочной железы (Е.В. Игошева, А.Ю. Бергфельд, 2019) установлено, что у первичных и вторичных пациенток отсутствуют достоверно значимые различия по показателям личностных ресурсов, а также симптомам психологической устойчивости (стрессоустойчивости).

 Независимо от опыта взаимодействия с болезнью женщина с онкопатологией молочных желез в анамнезе оказывается в жизненной ситуации, которая запрашивает и актуализирует личностные ресурсы, востребует определенный уровень психологической устойчивости (стрессоустойчивости) для преодоления болезни.

В выборке первичных пациенток психологическая неустойчивость тем выше, чем ниже пациентки оценивают свои возможности в плане приобретения ресурсов. Чем моложе первичная пациентка, тем она более склонна оценивать свою ресурсность в отношениях с болезнью через баланс потерь и приобретений, тем выше уровень ее ресурсности.

Для женщин с онкопатологией молочных желез, имеющих вторичный опыт взаимодействия с болезнью, характерны тревога и страхи, связанные с общим индексом ресурсности, проявилась взаимосвязь эмоциональной устойчивости как одного из симптомов стрессоустойчивости с истощением психоэнергетических ресурсов.

На основании результатов факторного анализа в обеих группах установлено, что показатели стрессоустойчивости, ресурсности и адаптационного потенциала можно расценивать в качестве существенных при оценке личностных ресурсов у женщин с онкопатологией молочных желез независимо от статуса болезни (первичный / вторичный пациент).

В проведенном нами исследовании, посвященном проблеме реабилитационного потенциала личности при онкопатологии молочных желез (Т.Л. Именных, А.Ю. Бергфельд, 2019), была установлена его специфика в связи с возрастом пациенток. Общий уровень реабилитационного потенциала у возрастной группы до 50 лет оказался выше, чем у группы от 51 года и старше.

Реабилитационный потенциал женщин возрастной группы до 50 лет характеризуется тем, что для них характерен ярко выраженный мотивационный компонент — высокая степень активности больного, включающегося в решение бытовых, профессиональных (учебных) проблем и задач, связанных с сохранением (восстановлением) здоровья.

Реабилитационный потенциал женщин возрастной группы от 50 лет и старше характеризуется тем, что на первый план выходит коммуникативный компонент, для которого характерна специфика значимых социальных связей и динамика межличностных отношений во время болезни. 

Женщины открыты для социального взаимодействия. Отношения пациентов с коллегами и друзьями, с родственниками, членами семьи, соседями по дому, по палате являются значимым инструментом на пути реабилитации.

Установлено, что в обеих возрастных группах наименее выражен эмоциональный компонент, что свидетельствует о негативном эмоциональном фоне больных и о необходимости дифференцированного подхода в составлении программы психологической реабилитации.



Таким образом, опираясь на результаты многолетних исследований, мы определили совокупность психологических ресурсов, помогающих пациентам в преодолении онкологической болезни. Это внутренние характеристики, способствующие психологической устойчивости, эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые пациент актуализирует для адаптации к ситуации болезни. И на этой основе приобретает возможность изменить характер взаимодействия с заболеванием. К ним мы относим:

  • принятие диагноза;
  • психологическая устойчивость (стрессоустойчивость);
  • жизненные перспективы, сопряженные с позитивным отношением к настоящему и будущему;
  • низкий уровень алекситимии;
  • высокий уровень эмоционального интеллекта (внутриличностного, в первую очередь), т.е. умение справляться с негативными эмоциями, осознавать и выражать их;
  • интернальный локус контроля, позволяющий регулировать склонность разделять ответственность за здоровье со значимыми другими / судьбой;
  • продуктивные копинги, компенсирующие негативные эмоциональные переживания, сопряженные с заболеванием. Особое место среди них на выборке пациенток с РМЖ занимает обида, как показали результаты наших исследований. Обиды и другие негативные эмоции и чувства у онкобольных зачастую возникают в межличностном взаимодействии, по причинам недопонимания, нехватки внимания со стороны других людей;
  • высокий уровень комплаентности.

Статья не моя лично, взято с данного ресурса:
https://www.psy.su/feed/10790/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КАК ЖЕНЩИНЕ НАБРАТЬСЯ МУДРОСТИ...💃или почему нужно жить не заморачиваясь, однако иметь в душе свою Линию знаний и умений...

МЕТОДИКИ ШАМАНСКИХ ЗНАНИЙ: пять Матерей природы для человека

Почему нас тянет в МАГИЮ: тона и полутона...Ч1