НОВИЗНА + РЕЗУЛЬТАТ = ЦЕННОСТИ создающиеся! …ЭТО И ЕСТЬ КРЕАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА и ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ! - #запоминаемновое
Представьте себе, что встречаются руководители двух компаний. Один жалуется, что его команда не приходит к нему с новыми идеями и он придумывает все сам. Другой говорит, что команда постоянно приходит к нему с разными идеями, но он ни одну не принял, так как это «сплошные фантазии».
новизна – то, насколько человек может выйти за рамки стандартов, стереотипов и шаблонов мышления;
результат – создание чего-то, что обладает ценностью.
Часто спрашивают о том, как креативность соотносится с творчеством?
В ходе мероприятия участники рассказали в творческом формате о себе, поставили с помощью руководителя общую цель, нарисовали красивую картину, отражающую сильные стороны и последующую стратегию команды.
Люди обманываются, считая, что развивать креативность очень сложно.
Формирование стимулирующей «живой» среды – сообществ в контуре компании или подразделения.
Активности в рамках обучения, помогающие связывать креативность с другими навыками, необходимыми для решения рабочих задач. Здесь хорошо работает история, когда обучение строится на конкретных бизнес-задачах сотрудников. Например, по методу дизайн-мышления.
Общая фокусировка на достижении новых бизнес-результатов. Причем эта фокусировка может отражаться как в стратегии компании, так и в частных целях подразделений.
Рассмотрим на реальном примере, как можно сочетать развитие креативности с рабочими задачами и в то же время формировать поддерживающую среду.
Пример 2.
Креативный процесс можно условно разделить на четыре ключевых этапа. Попытка проскочить какой-то из них может привести к тому, что будут упущены лучшие варианты решений и не учтены все риски.
Под творческой зрелостью обычно подразумевается полное раскрытие креативного потенциала личности. Привычно, когда эти слова звучат в отношении великих творцов. Впрочем, на наш взгляд, они вполне применимы и к обычным людям, и даже к организациям.
Какая из компаний, на ваш взгляд, в большей степени креативна?
- - - -
Одни скажут «первая», потому что хотя бы какие-то идеи, пусть даже от одного человека, поступают на реализацию и могут продвинуть компанию вперед. Другие ответят «вторая», потому что команда открыто предлагает свои идеи, просто она пока не нашла ту, в которую поверит руководитель. Найти истину бывает сложнее, чем это представляется.
В этой статье мы рассмотрим, что же такое креативность в бизнесе и почему развитие этой компетенции в компании требует намного больше усилий, чем эпизодическое проведение мозговых штурмов, тематических тренингов и вебинаров.
Что такое креативность
Принято считать, что креативность – это склонность предлагать новые оригинальные идеи, видеть возможности в ситуациях, которые другим кажутся безвыходными, и принимать решения при недостатке информации.
Но это не совсем точное определение. Креативность – не полет фантазии: все предлагаемые идеи должны быть применимы на практике.
Креативность – это способность создавать что-то новое и оригинальное и тем самым воздействовать на окружающий мир.
- - - -
Одни скажут «первая», потому что хотя бы какие-то идеи, пусть даже от одного человека, поступают на реализацию и могут продвинуть компанию вперед. Другие ответят «вторая», потому что команда открыто предлагает свои идеи, просто она пока не нашла ту, в которую поверит руководитель. Найти истину бывает сложнее, чем это представляется.
В этой статье мы рассмотрим, что же такое креативность в бизнесе и почему развитие этой компетенции в компании требует намного больше усилий, чем эпизодическое проведение мозговых штурмов, тематических тренингов и вебинаров.
Что такое креативность
Принято считать, что креативность – это склонность предлагать новые оригинальные идеи, видеть возможности в ситуациях, которые другим кажутся безвыходными, и принимать решения при недостатке информации.
Но это не совсем точное определение. Креативность – не полет фантазии: все предлагаемые идеи должны быть применимы на практике.
Креативность – это способность создавать что-то новое и оригинальное и тем самым воздействовать на окружающий мир.
Креативно мыслить – значит добиваться результатов путем новаторских, нестандартных идей и действий.
Таким образом, ключевыми критериями креативности являются:
Таким образом, ключевыми критериями креативности являются:
результат – создание чего-то, что обладает ценностью.
Часто спрашивают о том, как креативность соотносится с творчеством?
Иногда можно услышать, что творчество – это «про духовное» и относится к художникам и писателям, а креативность – это «про бизнес» и относится к дизайнерам, маркетологам и пиарщикам.
На самом деле такого различия нет.
Слово «креативность» образовано от английского «creativity», что является прямым аналогом творческих способностей.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова мы встречаем определение:
В словаре Сергея Ивановича Ожегова мы встречаем определение:
«Творчество – это создание новых по смыслу культурных, материальных ценностей». Таким образом, творчество – это созидательный процесс, в котором реализуется наша креативность, или, другими словами, наша способность к творчеству.
Мы проводим разницу между креативностью и творчеством, системно рассматривая творчество как самовыражение, а креативность – как технологию поиска решения в ограничениях, которые всегда присущи бизнес-задачам.
Мы проводим разницу между креативностью и творчеством, системно рассматривая творчество как самовыражение, а креативность – как технологию поиска решения в ограничениях, которые всегда присущи бизнес-задачам.
Подбирая инструменты, важно найти не только вдохновение, но и четкий ответ на вопрос, который ставит перед собой бизнес.
Это могут быть новые бизнес-идеи, модели или услуги. Креативность предполагает достижение результата, и этот акцент хотелось бы подчеркнуть для тех, кто ратует лишь за самовыражение и личностный рост, но забывает о самом существенном – обязательном создании новой ценности.
Боровикова Наталия, директор по GreenBox BITOBE
Художник, чьи картины выставляются в галерее и пользуются успехом, несомненно, обладает развитой креативностью.
Художник, чьи картины выставляются в галерее и пользуются успехом, несомненно, обладает развитой креативностью.
Руководитель, который достигает высоких бизнес-результатов, принимая смелые решения, также обладает развитой креативностью.
Другой вопрос, как они развивают у себя такие способности?
Вернемся к нашим руководителям, которые в начале статьи обсуждают креативность своих людей. Как им развить у себя, у команды и в компании в целом способность творчески решать рабочие задачи? На наш взгляд, как минимум нужно начать с трех шагов:
1
Провести диагностику команды на инновативность – оценить ряд компетенций, который включает в том числе и креативность.
2
Систематически вовлекать команду в развитие креативного мышления и самому вовлекаться в реализацию предлагаемых командой идей.
3
Пробовать использовать смешанные креативные техники и инструментарий для развития команды и решения бизнес-задач и не бояться делать ошибки в выборе подходов.
Инновативность – это способ мышления, предполагающий поиск скрытых возможностей и гибкое реагирование на изменения.
Рассмотрим реальный успешный пример, который охватывает все эти аспекты.
Пример 1.
1
Провести диагностику команды на инновативность – оценить ряд компетенций, который включает в том числе и креативность.
2
Систематически вовлекать команду в развитие креативного мышления и самому вовлекаться в реализацию предлагаемых командой идей.
3
Пробовать использовать смешанные креативные техники и инструментарий для развития команды и решения бизнес-задач и не бояться делать ошибки в выборе подходов.
- - - -
Инновативность – это способ мышления, предполагающий поиск скрытых возможностей и гибкое реагирование на изменения.
Рассмотрим реальный успешный пример, который охватывает все эти аспекты.
Пример 1.
Руководитель команды дизайна известной IT-компании хочет улучшить взаимодействие внутри своей команды дизайнеров и повысить результативность проектов для внутренних заказчиков.
Появился ряд новых сотрудников, есть проблемы в коммуникациях, а часть команды выдохлась из-за большого количества проектов.
К тому же был негативный опыт работы с внешним экспертом, который вскрыл болевые точки команды, но не смог их своевременно закрыть.
Задача звучала как «дать возможность участникам команды раскрыться, сделать диагностику команды в моменте, узнать друг о друге побольше, сплотиться, выявить сильные компетенции, которые помогут в решении бизнес-задач».
Задача звучала как «дать возможность участникам команды раскрыться, сделать диагностику команды в моменте, узнать друг о друге побольше, сплотиться, выявить сильные компетенции, которые помогут в решении бизнес-задач».
Принято решение провести для них командообразующую сессию в креативном формате:
участники прорабатывают бизнес-задачу через творческую технику – визуализируют на холсте с помощью красок то, к чему команда стремится, какими ресурсами она обладает и что ей необходимо для достижения целей...
В ходе мероприятия участники рассказали в творческом формате о себе, поставили с помощью руководителя общую цель, нарисовали красивую картину, отражающую сильные стороны и последующую стратегию команды.
На рефлексии они отметили, что сама сессия, новый формат работы и участие руководителя помогли им узнать друг друга с новой стороны, вместе выявить сильные зоны и поставить цели.
Многие по-другому увидели своего руководителя.
Является ли новое видение ситуации или общее понимание цели результатом творчества?
Является ли новое видение ситуации или общее понимание цели результатом творчества?
Да, несомненно. Ведь познание мира – это задача, которую мы выполняем, в том числе и благодаря нашей креативности.
Но есть и барьеры, которые сковывают творческие способности. Это деструкторы креативности: избирательный, реактивный и предсказуемый способы мышления.
Деструкторы креативности способны поставить под угрозу деятельность всей компании.
Деструкторы креативности способны поставить под угрозу деятельность всей компании.
Бухгалтерский скандал Toshiba – это яркий пример избирательного мышления руководителей, которые привыкли к тому, чтобы из года в год переносить убытки своих подразделений на следующие отчетные периоды.
Проблемы с продуктом BlackBerry телекоммуникационной компании RIM – свидетельство в пользу реактивности руководства, которое своевременно не отреагировало на появление iPhone с сенсорным дисплеем, превратившим обычный телефон в мультимедийное устройство.
И наконец, печальная история Kodak, топ-менеджмент которой «прозевал» наступление цифровой эпохи, так как продолжал держаться за прошлый успех в развитии своего пленочного бизнеса.
Почему креативность всегда требует системного подхода
Почему креативность всегда требует системного подхода
Люди обманываются, считая, что развивать креативность очень сложно.
Как правило, эти заблуждения связаны с ограничениями, которые внушают родители, учителя и наставники. С другой стороны, чтобы стать креативным недостаточно посетить разовый тренинг и прочитать книжку.
Все-таки креативность – это мышца, которая требует постоянной тренировки и системности. Поэтому необходимо учитывать:
1. Если человек возвращается после обучения с новыми идеями в коллектив, где любая инициатива «наказуема», то ничего нового он предложить не сможет, а если и сможет, то очень мало, так как ему придется расходовать ресурсы на то, чтобы «плыть против течения».
- что способность творчески мыслить неотделима от таких характеристик, как открытость новому, гибкость, адаптивность, стремление к саморазвитию и др.;
- креативность проявляется только в комплексе с другими навыками, например, в сочетании с критическим мышлением она формирует столь актуальную сегодня компетенцию – умение решать проблемы;
- креативность нуждается в постоянно подпитываемой социально-культурной среде, где люди получают поддержку, оценку, признание и поощрение.
1. Если человек возвращается после обучения с новыми идеями в коллектив, где любая инициатива «наказуема», то ничего нового он предложить не сможет, а если и сможет, то очень мало, так как ему придется расходовать ресурсы на то, чтобы «плыть против течения».
Поэтому локально креативность в компании не развивается. Для этого нужна системная работа:
Мероприятия и проекты, направленные на развитие поддерживающих мета компетенций. Например, фабрики инноваций, внутреннее предпринимательство.
Мероприятия и проекты, направленные на развитие поддерживающих мета компетенций. Например, фабрики инноваций, внутреннее предпринимательство.
Формирование стимулирующей «живой» среды – сообществ в контуре компании или подразделения.
Активности в рамках обучения, помогающие связывать креативность с другими навыками, необходимыми для решения рабочих задач. Здесь хорошо работает история, когда обучение строится на конкретных бизнес-задачах сотрудников. Например, по методу дизайн-мышления.
Общая фокусировка на достижении новых бизнес-результатов. Причем эта фокусировка может отражаться как в стратегии компании, так и в частных целях подразделений.
Рассмотрим на реальном примере, как можно сочетать развитие креативности с рабочими задачами и в то же время формировать поддерживающую среду.
Пример 2.
Крупная финансовая компания запускает программу развития кадрового резерва.
Одна из тем в рамках развития – креативное мышление. Задача – показать участникам новые методы и инструменты работы, раскрыть творческий потенциал и решить конкретные задачи.
В течение двух недель сотрудники посещают вебинары, выполняют домашние задания и получают обратную связь от экспертов.
В рамках программы создается новая площадка – дискуссионный клуб. В ходе всего процесса обучения резервисты пробуют решать свои рабочие задачи методами креативного мышления, а свои вопросы и впечатления от этого процесса выносят на обсуждение остальных участников клуба.
Такой подход позволяет участникам открыто выражать свое мнение в обучающей среде, не бояться ошибок, в то же время оперативно получать обратную связь по своим реальным бизнес-задачам от участников и тренера-эксперта.
Как креативность помогает достигать бизнес-результатов
Как креативность помогает достигать бизнес-результатов
Креативный процесс можно условно разделить на четыре ключевых этапа. Попытка проскочить какой-то из них может привести к тому, что будут упущены лучшие варианты решений и не учтены все риски.
Игнорирование первого этапа может привести к тому, что идеи будут направлены на симптомы, но не помогут решить проблему, а отсутствие четвертого этапа означает, что команда просто не приступит к реализации отобранных идей.
Как этот процесс происходит в компаниях? Обратимся к примеру.
Пример 3.
Как этот процесс происходит в компаниях? Обратимся к примеру.
Пример 3.
Страховая компания ставит перед собой цель снизить убыточность продукта. На первом этапе проводится анализ тех инициатив, которые уже были разработаны с этой целью, но не принесли ожидаемых результатов.
На втором – организуется мозговой штурм для топ-менеджмента, в ходе которого руководители дорабатывают текущие инициативы и предлагают новые.
На третьем – из 40 инициатив путем голосования отбирается топ-20 инициатив для реализации. Оценка показывает, что компания не только сможет достичь цели, но и превысить заданную планку. На четвертом – компания приступает непосредственно к запуску инициатив.
К сожалению, не все воспринимают креативность как то, что может принести ощутимую пользу бизнесу.
К сожалению, не все воспринимают креативность как то, что может принести ощутимую пользу бизнесу.
Эта «привилегия» обычно закреплена за инновационностью, причем под инновацией часто подразумевается не просто творческое решение задач, а масштабное изменение, способное продвинуть вперед всю компанию.
Однако ни одна инновация не выросла «из воздуха»: чтобы стать инновационным, надо сначала развить в себе креативность.
Несколько слов о зрелости креативной способности
Несколько слов о зрелости креативной способности
Под творческой зрелостью обычно подразумевается полное раскрытие креативного потенциала личности. Привычно, когда эти слова звучат в отношении великих творцов. Впрочем, на наш взгляд, они вполне применимы и к обычным людям, и даже к организациям.
- Творчески зрелым можно считать любого сотрудника, достигшего мастерства настолько, чтобы уверенно выходить за рамки общепринятого, стандартного и привычного.
Для специалиста такой вершиной может стать широкое экспертное видение, позволяющее успешно комбинировать разные методы.
Для команды – сработанность сильных профессионалов, готовых быстро решить проблему, предложить и воплотить оригинальное решение. Для компании – культура, которая поддерживает раскрытие творческого потенциала на каждом уровне управления.
Даже если компания еще не получила признание как инновационная, она может стать творчески зрелой. И этого уже может быть достаточно для того, чтобы выйти в лидеры.
Источник: https://blog.bitobe.ru/article/kreativnost-v-biznese/ © Блог BITOBE
Источник: https://blog.bitobe.ru/article/kreativnost-v-biznese/ © Блог BITOBE
Комментарии
Отправить комментарий